Olgy » 07 ноя 2008, Пт 22:06
Питер Кайзер, Сара де Мончи "ИСТОРИЯ ПОРОДЫ"
Часть 1: Краткая история собаки породы самоед на его родине
Введение
Тому, кто пишет историю самоеда необходимо принимать во внимание, что жизнь и служба аборигенной собаки живущей с ненцами значительно отличается от жизни самоедов, которые сейчас живут в мире западной цивилизации. Современный самоед, благодаря спросу на выставочные награды, подвергся значительным морфологическим изменениям по сравнению с аборигенной породой.
Примитивный самоед это целиком белая собака с длинной торчащей псовиной и живой атлетической внешностью. Название породы происходит от названия людей говорящих на языке самодийской группы уральской языковой семьи, живущих на территории зоны тундры и тайги северной европейской части России и северо-западной Сибири, от Белого Моря на западе до Таймыра на востоке. Поскольку история аборигенных собак тесно связана с историей людей, сначала мы должны уделить немного внимания описанию народов самодийской языковой группы.
Язык и культура
Самодийская группа - это группа народов говорящих на самодийских языках, которые имеют отдаленное родство с угро-финскими языками, такими как финский, венгерский, коми, пермяцкий, хантейский, мансийский и другие.
Самодийская и финно-угорская языковые группы относятся к Уральской языковой группе. Их носители были далекими предками народов говорящих сейчас на этих языках и предположительно живших в части России, расположенной ближе к Уральским горам.
К самодийской языковой группе языков относятся ненцы, энцы и нганасаны. Эти названия являются переводом одного и того же слова «человек» в языках их носителей. Из всех народов самодийской языковой группы ненцы самые многочисленные, их более тридцати тысяч. Энцев меньше всех: согласно переписи 1989 года - всего 209 человек. Другие народы, носители языков самодийской группы, такие как камасины и моторы уже исчезли. Последний из камасин умер в 1919 году.
Еще в XVII веке, англичанин Петер Мунди и датчанин Николас Витсен опубликовали несколько ненецких слов, но настоящее исследование этих языков было опубликовано 1820-х финским лингвистом Маттиасом Александром Кастреном. В последнем десятилетии девятнадцатого века, когда впервые начали импортироваться ненецкие собаки, ненцы жили на огромной территории от Белого Моря на западе до устья Енисея на востоке. В то же время энцы жили на восточных берегах Енисея, примерно от Гольчихи на севере и вниз до Туруханска. Нганасаны жили, и до сих пор живут на Таймыре.
Остальная часть людей самодийской группы живет в южной Сибири и Саянах. Их языки, почти исчезнувшие, называются южносамодийскими.
Стиль жизни и экономика
Изначально самоеды были охотниками, но со временем превратились в оленеводов. Только нганасаны, живущие еще дальше к северу и более изолированные, сохраняли свой образ жизни охотников на диких северных оленей вплоть до двадцатого столетия. Прочие статьи их экономики еще носили черты неолитических охотников-собирателей: они рыбачили, охотились на белку и соболя в лесах, на тюленей, моржей и на полярных медведей в морских льдах. Они собирали съедобные растения, ягоды в тундре или тайге. Однако их главной пищей было мясо северного оленя.
В конце девятнадцатого века, когда импортировались первые собаки самоеды, ненцы и энцы еще подразделялись на тундровых и лесных с развитыми особенностями диалекта, но сейчас такое различие остается только среди ненцев.
Самоеды должны были платить налог (ясак) собольими и беличьими шкурками. Уплата налога происходила на ближайшей городской ярмарке. Кроме этого использовались для приобретения ценностей для дома и орудия.
Брак и семейная жизнь
В жизни самоедов найти мужа или жену было сложным делом: как правило, брак должен быть не родственным. Вероятно, ненцы поняли вред инбридинга раньше, чем кто-либо на западе, из собственного опыта. Например, энскому племени Багго не позволялось вступать в брак с членами племени Масодай, Лодоседа, Бунала, Декутан, Садо и Сануко.
Самоеды жили в племенных чумах, покрытых слоями оленьих шкур. Различия в количестве принадлежавших им оленей могли быть довольно велики, от нескольких оленей до нескольких сотен или даже тысяч принадлежавших богатым семьям.
Самоеды были кочевниками, за исключением тех, кто потерял своих оленей из-за эпидемии сибирской язвы и был вынужден жить оседло возле русских городов или деревень. Олени должны мигрировать к северу с весенним потеплением. Ненецкие семьи следовали за своими стадами, прибывая к лету на берега Ледовитого Океана, где они могли охотиться на тюленей и моржей. Осенью они возвращались на юг, зимуя в районах граничащих с тайгой. В зависимости от обширности тундры, они иногда путешествовали на расстояния до нескольких сотен километров, прежде чем прибыть на морское побережье.
Война и мир
Самоеды не были мирными людьми, как это часто представляют. Из сообщений Николаса Витсена (конец XVII века), видно, что они вели войны против русских соседей и даже нападали на город Пустозерск в дельте Печоры. Поэма датского морского офицера восемнадцатого века так же описывает нападение на его корабль стоявший на якоре в замерзшем Белом Море. Возможно, эти нападения были вызваны голодом и желанием добыть пищу. В этой поэме описаны свистящие стрелы. Антропологические исследования двадцатого века показали, что они и в самом деле использовали стрелы наряду с другим оружием.
Войны между племенами самоедов и другими народами, такими, например, как остяки, также были обычны. Во многих случаях их причиной было незаконное использование оленьих пастбищ. Тундра не принадлежала всем, разные племена владели своими пастбищами, и границы между ними были помечены камнями. Споры между членами кланов часто разрешались войнами.
Еще очень и очень многое может быть сказано об этих людях, но это бы вышло за пределы нашей статьи. Поэтому сейчас мы возвратимся к аборигенным собакам самоедов.
Самоедские собаки
Аборигенный самоед сильно напоминает полярного волка, хотя, конечно, одомашнивание изменило дикий прототип, также как это произошло и с другими домашними животными, такими как овцы, козы, коровы и кошки.
Собака была одомашнена в Азии около 15 тысяч лет назад, что, конечно, не означает, что все аборигенные собаки были одомашнены в одно и то же время. Установление времени одомашнивания собаки основано на находках ископаемых остатков и результатов зооархеологических исследований. Однако, эти данные не дают ответа на вопросы, одомашнили ли самоеды волка сами или они использовали домашних собак. Вместо этого мы можем обратиться к лингвистике.
Этимология не дает указаний на то, что древние финно-угорские народы и жители Урала знали собаку. Свидетельства о собаках из этой области появились только в древнем самодийском языке, на котором говорили до того, как эта группа языков разветвились на известные в настоящее время. Все ветви давшие прото-фино-угров и прото-самоедов развились около 3000 лет до нашей эры и это должно быть самая ранняя из возможных, дата начала использования собак древними самоедами. Хотя, остается неизвестным, где именно предки самоеды начали использовать собак, но наиболее вероятно, что они жили у истоков рек Оби и Енисея, вблизи Саянских гор в южной Сибири.
Поскольку в неолите самоеды были охотниками-собирателями, наиболее вероятно, что эти собаки помогали им в охоте, и эту функцию они выполняют в той или иной форме до настоящего времени.
По неизвестным нам причинам часть предков самоедов покинула горные районы, мигрировала к северу и окончательно поселилась в приполярье. Вероятно, уже тогда они говорили на разных диалектах, которые позднее развились в разные языки. Это были предки ненцев, энцев и нганасан.
Мы не знаем, как выглядели собаки древних самоедов, но, поскольку все северные самоеды использовали собаку одного и того же типа, можно предположить, что и в самом деле они могли одомашнить белого волка в то время. Такое одомашнивание не могло произойти в северной Сибири. Возможно, даже что произошло окончательное одомашнивание волков, теснимых к югу в эпоху оледенения. Хотя все это, конечно, только предположения.